Козловой кран состоит из следующих элементов:
металлический мост;
тележка, установленная или подвешенная на мосту и способная по нему передвигаться;
две опоры, каждая из которых включает одну или две стойки;
платформы опор для передвижения по подкрановому пути;
механизм подъёма груза;
механизм передвижения тележки;
механизм передвижения крана.
Краны изготовляются преимущественно крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами. Пролёты кранов общего назначения обычно 4-40 м; при обслуживании судостроительных стапелей до 170 м. Грузоподъёмность таких кранов составляет 3-50 т, а при обслуживании гидроэлектростанций и стапелей достигает 400-800 т. (в отдельных случаях 1600 т. - две тележки с грузоподъёмностью по 800 т). Передвижение кранов (скорость 20-100 м./мин.) часто является рабочим движением; при малых грузоподъёмностях в качестве грузовой тележки используются самоходные электрические тали. Для монтажа крупных изделий (например, в судостроении) применяют краны с двумя грузовыми тележками, позволяющими кантовать груз на весу. Краны строительного назначения, имеющие переменное место работы, выполняются самомонтирующимися.
Грузовая тележка перемещается по мосту крана. Механизм передвижения тележки, как и механизм подъёма, может быть установлен на тележке (автономная грузовая тележка) или на металлической конструкции моста. Нередко механизм подъёма установлен на металлоконструкции, а тележка лишь снабжена механизмом передвижения.
Если имеется необходимость ориентации груза, то тележку снабжают поворотной частью, как тележку металлургических кранов.
Для уменьшения раскачивания груза может быть использован жёсткий подвес грузозахватного устройства.
Козловые краны с электро-талями (грузоподъёмностью от 8 до 12.5 т и пролётом до 20-25 м) обычно выполняют с трубчатым или коробчатым мостом, иногда усиливаемых шпренгельной системой. Козловые краны грузоподъёмностью от 12.5 до 32 т и пролётом 25-32 м, в основном, изготовляют с решётчатой металлоконструкцией.