Автогрейдер - это выемочно-транспортирующая машина на колёсах, с ножевым рабочим органом — отвалом, которой находится под хребтовой рамой, между передней и задними осями (в пределах колесной базы). Отвал устанавливается с различными углами в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также выносится и выдвигается в сторону. Двигатель располагается в задней части машины.
Основная функция грейдера - выравнивание (или планировка) щебёночных, песчаных, грунтовых, рыхлых насыпей и покрытий. Нередко находится применение специальной технике и при асфальтировании, распределении асфальтобетонной смеси на обрабатываемом отрезке дорожного полотна.
При помощи специального основного и навесного оборудования автогрейдер дает возможность выполнять широкий спектр строительных, ремонтных и дорожных работ. Его широко используют в коммунальном, в фермерском хозяйстве для обработки большой площади земли, а также в карьерах при добыче песка. Нашлось применение и в авиационной отрасли, когда механизм используется для оперативной очистки взлетно-посадочной полосы от наледи, мусора.
Особенности, которые позволяют грейдеру, позволяют идеально выровнять поверхность за несколько проходов:
1. Отвал расположен на одинаковом расстоянии от передней оси и от заднего моста. Например, если передние колёса наезжают на кочку высотой десять сантиметров, то отвал поднимется всего на пять.
2. Задние и средние колёса установлены на балансирных тележках, то есть при наезде этими колёсами на неровность, положение отвала меняется совсем незначительно.
3. Отвалу можно задать любое положение от вертикального до горизонтального, поворачивать вокруг своей оси и выдвигать влево или вправо.
Вышеперечисленные особенности любого грейдера возможны благодаря уникальной конструкции тяговой рамы, она является основой крепления отвала к раме грейдера, обеспечивая ему превосходную подвижность. Сама же тяговая рама крепится к основной посредством трёх цилиндров сзади и шарового шарнира спереди.
Есть ещё одно необычное свойство, которое позволяет оператору четко следовать заданному курсу при работе на уклонах и перемещении грунта валиком — передние колёса могут наклоняться влево и вправо. В конструкции современных автогрейдеров используется ломающаяся, шарнирно-сочленённая рама.