И покраска, и штукатурка относятся к отделочным работам.
Маляр окрашивает любые поверхности, нуждающиеся в покраске, – будь то стены, полы в здании, газовые трубы или забор, мебель или корабли. Он наносит краску (или наклеивает обои) на уже подготовленную поверхность, а если есть небольшие дефекты, сам их исправляет: зачищает следы старой краски, заделывает шпатлёвкой неровности и т.п. Но если нужна более основательная подготовка поверхности, ею занимается штукатур.
Штукатурка – это выравнивание и декорирование поверхностей с помощью специальных смесей. Это то, с чего начинаются отделочные работы в только что построенном здании. А малярные работы можно назвать завершающим этапом отделки, когда здание обретает свой цвет и глянец. Штукатурные и малярные работы тесно меж собой связаны, поэтому часто их проводит один и тот же специалист – маляр-штукатур. Штукатурка наносится и разравнивается специальными приспособлениями: кельмой, штукатурной тёркой, правИлом и т.д. Современные штукатуры используют также пневматические приспособления для нанесения штукатурного слоя.
Маляр окрашивает поверхности с помощью кистей, валиков, краскопульта и др. инструментов. Если стены решено оклеить обоями, применяют специальный клей, кисти и валики, иногда – специальные переносные столы для нарезания обоев.
Всё большую популярность обретает декоративная штукатурка, которая требует особых навыков и знания специальных материалов. Это ещё больше сближает штуткатурные и малярные работы.
Если маляр или штукатур работает по дизайн-проекту, он тщательно следит за соблюдением эскиза, цветовой гаммы. При необходимости, сам размешивает краску, добиваясь нужного оттенка. В работе штукатура и маляра находят отражение многие современные технологии. Новые материалы открывают простор для новых дизайнерских идей. Поэтому квалифицированный маляр-штукатур всегда востребован.
Особая разновидность профессии маляра – автомобильный маляр. Он занимается исключительно покраской автомобилей и работает с помощью распылителей.
Работа с любой краской чревата болезненной реакцией организма на химический состав. Поэтому маляру следует работать в респираторе. Но если маляр, покрывающий стены в подъезде водоэмульсией ещё может пренебречь этим правилом, то автомаляр без средств защиты не работает никогда. Помимо респиратора он надевает ещё и защитные очки: эмали для окраски машин слишком ядовиты.