Современное строительство немыслимо без использования большого количества машин и механизмов. Это - краны, бульдозеры, экскаваторы, насосы, компрессоры, бетономешалки, лебедки, домкраты, краскопульты, краскотерки, мелотерки, паркетно-строгальные машины, ручные электроинструменты, станки для изготовления арматуры и другие механизмы.
По мере роста индустриализации строительства строительные машины и механизмы все время совершенствовались. Русские изобретатели предложили немало интересных устройств, способствовавших облегчению тяжелого труда на строительстве различных сооружений.
1809 г. — в Петербургском институте путей сообщения под руководством А. Бетанкура были разработаны чертежи паровой землечерпалки, которая была построена на Ижорском заводе в 1811— 1812 гг. и с 1813 по 1819 г. она использовалась на дноуглубительных работах в Кронштадтском порту. Это был первый построенный в России многоковшовый экскаватор. Его мощность была 15 лошадиных сил.
1825—1829 гг.— созданы проекты строительных и землеройных машин русскими механиками Немиловым и Казамановым.
Немилов в конце 20-х годов XIX века в Петербурге представил на заключение генералу Бетанкуру чертежи: "Машины для уравнения земли у подошвы реки", "Машины для выстилки плитою из гранитного камня подошвы между столбов" и "Копра особого устроения, каковые еще нигде не виданы".
В те же годы в Петербурге на чердаке одного из домов Гороховой улицы у Каменного моста жил "страстный механик" Казаманов. Не имея ни средств, ни материалов, ни инструментов, он умудрялся все же сооружать модели своих изобретений, среди которых были и своеобразный копер для вбивания свай, и машина "для подъема тяжестей с большею легкостью и удобностию на возвышенность".
В те времена машин и механизмов было немного, поэтому монтаж и установку машин осуществляли часто сами изобретатели.